Эта книга не о том, как писать стихи. Не о технике стиха – стихотворных размерах и рифмах, эпитетах и метафорах. Она о том, как проникать в глубь стиха. Как понимать стихи, как их сравнивать и распознавать новое. О том, чем отличаются поэты друг от друга. Про разное у них. Про то свое и особенное, что можно найти у каждого талантливого стихотворца, как оно возникает и что значит.
В книге собраны сценарии, сочиненные одним из авторов радиопередачи «В Стране Литературных Героев». Каждое путешествие в эту удивительную страну, в сущности, представляет собой маленькое литературное расследование. Вот почему в роли гидов оказываются здесь герои Артура Конан Дойла – Шерлок Холмс и доктор Уотсон.
В учебно-методическом пособии дается представление о жанре литературной пародии, о его исторически сложившихся разновидностях (бурлеск, травестия, «перепев»), о взаимодействии пародии с другими жанрами, о критической функции пародии. Теоретические понятия раскрываются на материале поэзии, прозы и драматургии ХVIII-ХХІ вв.
Эта книга обращена ко всем, кто любит или же хочет полюбить поэзию, и, конечно, к тем, кто сам пишет стихи. Главную цель этой книги можно бы определить, как стремление показать необычайную трудность, напряженность, сложность дела поэта, дела, которое многие представляют себе упрощенно или слишком смутно. Далеко не каждый, умеющий читать по русски, способен действительно воспринимать поэзию Пушкина и Блока. И дело здесь не в сложности идеи того или иного стихотворения. Дело именно в том, что поэзия да и каждый отдельный поэт имеет свой собственный язык, язык особого искусства, а не язык в лингвистическом смысле. В предлагаемой книге автор, прежде всего, и ставил перед собой задачу в той или иной мере охарактеризовать этот еще очень мало изученный язык, на котором говорит или, точнее, пишет поэт.
В названии «Как пишут стихи» заключено более широкое понимание – «как чувствовать поэзию». И чтобы передать это живое ощущение, необходим был не литературоведческий дар, а дар провидца. В наше время возникает вопрос: почему поэзия – если даже ее в данный момент никто не потребляет – все же необходима? И автор отвечает: «Она есть оправдание нашего бытия, она как бы утверждает за нами право на ту жизнь, которую мы прожили...»
«У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная и прекрасная область человеческой деятельности никем, по существу, не изучена» – так начинается «Золотая роза».
Эта, в свое время очень нашумевшая, повесть посвящена сущности писательского труда, в ней К. Паустовский размышляет над природой искусства, приоткрывает перед слушателем тайны писательского труда, делится своими впечатлениями о творчестве Александра Блока, Ивана Бунина, Виктора Гюго и других великих сочинителей. Тонкие поэтичные зарисовки, меткие наблюдения, мудрые размышления делают «Золотую розу» совершено уникальным произведением русской литературы. Это попытка постигнуть природу искусства слова на основе собственного опыта и осмысления творчества великих писателей.
Имя М. М. Морозова (1897–1952), выдающегося советского шекспироведа, известно и в СССР и за его пределами. М. Морозов умел увидеть и показать другим бессмертную жизненную правду драматургии Шекспира, служащей в наши дни, как и в эпоху Шекспира, передовому человечеству. Книги и статьи М. Морозова широко используются советскими литературоведами и работниками театра, занимающимися изучением Шекспира и постановкой его пьес.
В данную книгу входит автобиография профессора Михаила Михайловича Морозова, выдающегося советского шекспироведа, написанная им в 1947 году. Шекспир и итальянская комедия масок, развитие советского театра, проблемы перевода на иностранные языки, творчество английских писателей прошлого – вот далеко не полный перечень вопросов, изучение которых постоянно находилось в его поле зрения. М. М. Морозов был замечательным мастером литературного портрета. Некоторые его достижения в этом жанре представлены в книге. Кроме того, включены статьи, опубликованные в журнале «News», они раскрывают еще одну сторону творчества Морозова – его яркий талант публициста.
Время часто скрывает от нас детали творческого процесса писателей минувших эпох, не позволяет заглянуть в их лабораторию. Книга расскажет о победе над Временем, о том, как открыватели «литературных земель» отвоевывают у Времени забытое, возвращают нам утраченные духовные ценности прошлых эпох.
Приподнимая завесу над тайной создания выдающихся произведений, Р. Белоусов выступает в роли «литературного детектива». Знакомство с историей жизни людей, послуживших прототипами любимых героев, поможет по-новому взглянуть на известные книги.